Как мошенники обманывают от имени банка?

Звонок из банка

Звонок из «службы безопасности банка» на сегодняшний день — одна из самых распространенных мошеннических схем. Работает безотказно: мало кто успевает сориентироваться, когда тебя уверяют, что деньги вот-вот уйдут. К тому же аферисты прекрасно мимикрируют под сотрудников службы безопасности. Они знают не только паспортные данные владельцев карт, но и остаток на счете, могут назвать, в каком банкомате вы в последний раз снимали деньги.
Многие пострадавшие вспоминают: на заднем плане они даже слышали звуки call-центра, просьбы «оставаться на линии» и «оценить работу оператора».

Подключение через TeamViewer
В августе 2019 года обнаружен новый способ телефонного мошенничества от имени банков. Мошенники начали звонить от имени банков их клиентам и запрашивать доступ к устройствам через программу удаленного управления TeamViewer. Как рассказала одна из пострадавших, вызов поступил с городского номера, звонивший представился работником Сбербанка и предложили остановить подозрительный перевод денег, который якобы совершался в Ростовской области.

Получив согласие, мошенник заявил, что заблокировал операцию. Он не запрашивал никаких личных данных и тем самым долго не вызывал подозрения. Чтобы обеспечить полную безопасность счетов, злоумышленник предложил проверить все устройства с доступом к личному кабинету Сбербанка.
Для этого он попросил предоставить доступ к ним с помощью сервиса TeamViewer, который позволяет удаленно управлять устройствами. Второй стороне нужно лишь получить от их владельца специальный код, который генерируется для каждого подключения.

Биометрическая идентификация по телефону
Есть и другие сценарии развода. Одной пожилой москвичке аферисты представились «сотрудниками правительства Москвы». Обратились по имени-отчеству, обрадовали, что в качестве компенсации ей причитаются 13 тысяч рублей. Пенсионерка так опешила, что даже не запомнила за что. Далее мошенники попросили продиктовать номер карты, а также код с обратной стороны, чтобы перевести деньги.

Причем у преступников были не только паспортные данные мамы, но и ее сына. Примерно в середине разговора у женщины возникли сомнения в порядочности звонивших. Сказала, что хочет посоветоваться с сыном. Звонивший тут же назвал имя, фамилию и отчества сына и уточнил, что тот уже в курсе. Это окончательно убедило пострадавшую, что с ней говорят честные люди из правительства Москвы.
Опомнилась пенсионерка через пятнадцать минут, но этого времени мошенникам хватило, чтобы перевести с ее счетов (не только пенсионного, но и других) порядка 200 тысяч рублей. А вот в банке пострадавшим еще семь дней не могли выдать справку о движении денег на счете, требующуюся для возбуждения уголовного дела.

«Перевел по ошибке, верните»

Перевод средств с незнакомого номера — еще одна популярная схема обмана. Знать ваши данные мошенникам вовсе необязательно. Женщине пришло СМС о переводе десяти тысяч рублей с незнакомого номера. Отправителем значился некий Мурад Х. Спустя несколько минут с этого номера перезвонили, собеседник начал заверять, что он хотел перечислить деньги племяннику, но ошибся. Всего на одну цифру. Слезно просил вернуть.

Здесь есть два варианта событий: в первом случае мошенники просто подделали смс и никакие средства на счет пострадавшего не поступали. Вторая схема — более опасная. Пострадавшему, как правило, переводят крупную сумму, и деньги действительно приходят на счет. Обычно в этом случае используют чужую карту, зачастую украденную. С одной стороны, таким образом отмывают деньги. Но в итоге если владелец украденной карты обратится в суд, сумму будут взыскивать именно с того, кто в ответ перевел деньги. Или мошенник дает объявление о продаже товара в интернете, указывает номер вашей карты. И через некоторое время начинают сыпаться переводы от незнакомых людей — тех самых покупателей. Затем звонит аферист и просит вернуть деньги — мол, перевел по ошибке. Вы возвращаете. А в итоге реальный покупатель, который так и не дождался своего товара, подает на вас в суд.

Как не стать жертвой мошенников?
  • никогда не сообщайте никаких данных банковской карты или личного кабинета по телефону.
  • если вам звонят из банка, скажите, что вы сами перезвоните и положите трубку. Только набрав номер самостоятельно, вы можете быть уверены, что не разговариваете с мошенником;
  • занесите в память телефона номера вашего персонального менеджера или call-центра банка;
  • о любых сомнительных зачислениях на счет сообщайте оператору кредитной организации.
  • подключите услугу “Финансовые сигналы”. Подключение к данному сервису поможет избежать банковских ошибок и внезапно образовавшихся долгов.